Как всё-таки прав мой китайский наставник Цзи Сяоган, когда повторяет, что скрываться от проблем в монастыре и сохранять эмоциональный баланс гораздо проще, чем противостоять искушениям в мирской суете. Конечно, странно полагать, что в Шаолинь сбежали слабые мужики, но доля правды в этом есть. Такие крамольные мысли закрались в голову во время чтения актуальных публикаций в разных источниках.
Может показаться, что самое сильное искушение – это половое влечение, поэтому монахи отрекаются от возбуждения в чреслах и всячески оберегают свой сексуальный покой. Но завязать себя в узел снизу гораздо проще, чем спасти энергетическое равновесие от взрыва – чуть выше, в области сердца. Половое влечение способно конкурировать с влечением чувственным. И я имею ввиду не только любовь, но и радость, и гнев. Иногда эти эмоции по каким-то причинам оказываются запертыми в клетке. В грудной клетке. Ну, по крайней мере, последователи древней китайской традиционной медицины полагают именно так: за все эмоции отвечает энергетический центр, расположенный в центре груди. Запирать их не стоит, но как справляться с ними – вот вопрос.
Внутреннее волнение может возникнуть в ответ на внешние обстоятельства. Например, произошла трагедия, и люди выражают своё отношение к происходящему. Но я ловлю себя на мысли, что противостоять новостям гораздо проще, чем противостоять чьим-то эмоциям на новости. А знаете, почему? Эмоции – это энергия. И человеческая энергия – продукт сознания, который проще всего воспринимается другим сознанием. Если кто-то спокойно расскажет вам о слезах ребёнка, это произведёт меньшее впечатление, чем сам плач ребёнка. Зато если эмоционально описать страдания ребёнка, результат будет совершенно иным и вполне соизмеримым с личным состраданием. Вот почему нас так трогают талантливые произведения искусства – они передают эмоции и вызывают резонанс.
Ну, вот, к примеру, недавно я искала в Интернете интересные новости, пребывая в состоянии душевной радости и умиротворения. Первое испытание для равновесия случилось, когда я наткнулась на публикацию, ставшую эмоциональным откликом на трагическую гибель россиян в авиакатастрофе. Эти эмоции удалось переварить. Второе испытание произошло во время чтения публикации о том, как одна скандально известная журналистка «сплясала на трупах» наших соотечественников, погибших в катастрофе, излив духовную грязь и поправ христианский принцип – не осуждать усопших. Её эмоции были восприняты сознанием как острый приступ неадекватности или душевной болезни, и моя система тут же вышла из равновесия.
Спастись от информационной грязи я, по наивности, попыталась в социальных сетях. Но принцип притяжения близкой по вибрации информации уже начал действовать. Внутри меня занозой засел чужой гнев, и к этому магниту тут же притянулся душевный дискомфорт моей знакомой, выступившей в сетях с проклятием одной организации, не оказавшей ей своевременную услугу. Вряд ли все авторы публикаций, изливающие духовную грязь, считают себя категорическими атеистами. Возможно, они даже ходят в церковь. Но там, где сосредоточены эмоции, живёт и вера. И если в клетку заперто слишком много нелюбви, для веры там уже не остаётся места. А там, где нет веры, исчезает опора и на то, что внутри, и на то, что снаружи. Человек без опоры неминуемо падает. И чем меньше вера, тем ниже падение.
Вообще я заметила, что прекрасной тенденцией стала свобода выражения негативных эмоций. Правда же, это прекрасно, когда человек, не задумываясь о том, что скажут окружающие, демонстрирует искренние чувства! Но у каждой медали две стороны. Всё чаще вижу, как мои знакомые не отказывают себе в удовольствии написать «ненавижу», «гори в аду» и «убить мало». То есть, они уже отвоевали право на самовыражение, но, расширив пространство своих возможностей, забыли поставить этические границы. И, на мой взгляд, безгранично ненавидеть – так же противоестественно, как хулить мёртвых и отплясывать на костях.
Не собираюсь изображать здесь святошу и читать проповедь о религиозной морали. Я грешная женщина и не имею права никого осуждать. А чтобы справиться с искушением, важно разобраться в природе своих эмоций и переработать негатив, уничтоживший мою радость.
Золотое китайское и психотерапевтическое правило: чтобы вернуть эмоциональный баланс, сначала нужно качественно принять «посылку пространства», а для этого важно понять, что чувствуешь. Задаю себе этот вопрос и понимаю, что внутри – вовсе не ответный гнев. Мой отклик – сочувствие с примесью отвращения. Нечто похожее испытываешь в больнице, когда приходишь навестить тяжело больного родственника. Вынести судно с испражнениями близкого человека гораздо проще, чем ощущать даже отдалённый запах чужих фекалий. Но на больного человека бесполезно гневаться, он оказался в беспомощной ситуации, и гадит, куда может и как получится. Поэтому негатив приятельницы в социальной сети переварился довольно быстро, а вот с эпатажной журналисткой пришлось повозиться в своей душе подольше.
Подобные грязные публичные высказывания иногда обозначают словом «агрессия». Мне бы хотелось высказаться и на этот счёт. Глубокое исследование истоков агрессии содержится в работе лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренса. Оно так и называется «Агрессия» и имеет архиважный подзаголовок «Так называемое зло». Исследование позволяет провести чёткую грань между естественным инструментом эволюции, позволяющим бороться за выживание вида – агрессией и продуктом развитого сознания – гневом.
Агрессия – природный защитный механизм. Гнев – следствие духовной болезни. Волк, убивающий зайчика, не испытывает ненависти к нему, он просто добывает пищу себе и своей стае. Агрессия – борьба за жизнь, сопротивление насилию и война с врагом. Иногда агрессия полезна для достижения успеха в социуме.
По китайской теории пяти первоэлементов и с точки зрения гуманистической психологии гнев – одна из базовых составляющих эмоциональной сферы человека. Каждая из эмоций важна, в том числе и эта, не самая приятная. Ни одну из эмоций, независимо от того, насколько она приятна, нельзя подавлять, чтобы подавление не обернулось впоследствии телесным недугом. Индивидуум с высоким уровнем осознанности способен качественно, то есть, полноценно и глубоко переживать гнев, однако именно высокая степень осознанности позволяет не нарушать при этом границы информационного пространства других индивидуумов, живых или мёртвых.
И ещё одна важная мысль для переваривания гневных выпадов в средствах массовой информации. Личности, демонстрирующие неконтролируемый гнев публично, скорее всего, не столь озабочены внешними раздражителями. Мир – это просто зеркало. Если персона видит врага – этот враг скрывается в нём самом. Потребность вылить грязь возникает вовсе не по причине политических или нравственных убеждений, а как реакция на избыток внутренней грязи, накопленной глубоко в душе. И любое событие – только повод для облегчения, подобного испражнению во время неудержимого поноса на центральной площади города.
Что же мне сделать, чтобы не испачкаться, прогуливаясь по «центральным площадям» Интернета? Наверное, стараться обходить места большого скопления нездоровых авторов и, завидев издали таких персон, поворачивать в другую сторону. Всё-таки переваривание чужих негативных эмоций – не лучшее занятие для человека, дорожащего внутренним балансом, хранящего веру, знающего цену радости и с уважением относящегося к агрессии. А в монастырь я пока не тороплюсь…