Дорогой читатель, сядешь ли ты со мной на одном поле? Постаралась выразиться предельно деликатно, чтобы не оскорбить читательское достоинство, но наверняка подлинная формулировка знакома всем носителям русского языка.
Народный юмор часто выдаёт немыслимые перлы, за вызывающей простотой которых скрывается немалая мудрость. Если один человек испытывает неприязнь к другому, он может сказать, что со своим неприятелем даже на одном поле не сядет, сами знаете, для чего и почему. Получается, с приятным человеком приятно опростаться даже на немалом отдалении друг от друга, находясь в открытом пространстве, не ограниченном стенами. А с неприятным – на разных краях поля неприятно. Пришла в голову крамольная мысль: может, проблема не в людях, а в поле?
Как человеку, обременённому двумя образованиями, мне всё время в простом речевом обороте мерещится скрытый философский подтекст. Вот и на этот раз сознание зацепилось за слово «поле», и мысль понесло в неведомые дали.
Обывательские рассуждения о сверхчувственности и биополях сегодня никому не кажутся странными. Однако термин «поле» перешёл из научного контекста в разговорную речь не так давно. Прежде его употребляли только физики, имея ввиду поле электромагнитное или гравитационное. Теперь это понятие адаптировали психологи и психотерапевты для обозначения психического, социального, культурного или лингвистического пространства. Полем в психологии называют также любую область, включающую какие-либо силы и напряжения или подход в исследовании индивидуума или группы. То есть, «поле» – феномен психической деятельности человека. Совсем недавно обнаружилось, что такая терминология не случайна, и две, казалось бы, далёкие друг от друга области знания, физика и психология, пересеклись в теории физического вакуума, исследующей торсионное поле, то есть, поле кручения, в котором энергия является носителем информации, а человеческое сознание может быть источником излучения энергии-информации.
Открытие торсионных полей ознаменовало новый виток развития цивилизации, на котором интегрируются знания разных сфер, бывших едиными в древности, ведь первые науки, созданные человечеством, были синкретичными, то есть, изучали взаимодействие человека и Вселенной с разных точек зрения. Так одно из древнейших, даосское учение о природе всех вещей, было одновременно и физикой, и химией, и астрономией, и психологией, и медициной. Именно даосы одними из первых начали изучать энергию как носитель информации, а современная физическая наука лишь пытается экспериментально доказать возможность такого соединения и изучить его свойства.
«Время разбрасывать камни, время собирать камни».
Наверняка древние философы без отвращения садились друг с другом на одном поле по физиологической надобности. Но вот присядут ли нынешние последователи древнего китайского учения на одном поле с психотерапевтами? И не случится ли жестокий запор у психотерапевтов от такого соседства? Чтобы не оскорбились представители двух уважаемых мной учений, придам своему вопросу не физический, а метафизический оттенок. Одинаково ли понимание поля в древней науке об энергии и в современной науке о человеческой психике? Фигурально выражаясь, на одном ли поле сидят психотерапевты и даосы, или они исследуют совершенно разные полевые структуры?
Чтобы ответить самой себе на этот вопрос, я решила сопоставить понимание поля в двух учениях: древней науке о Дао и современном направлении психотерапии – гештальт-терапии, поскольку, на мой взгляд, у этих систем есть немало общего.
В качестве информационной опоры мне послужило «Руководство по гештальт-терапии» Ирины Дмитриевны Булюбаш, кандидата медицинских наук, врача-психотерапевта, преподавателя и тренера. В пособии описаны три типа поля, которые выделяются классической психологией.
Онтологическое поле – наиболее общее поле, «включающее природу, но не сводящееся только к ней, оно включает в себя всех субъектов и все объекты, все события и все организмы, их интерпретации с окружающей средой».
Единое поле – поле индивидуума в среде. Поскольку даже в случае индивидуальности сложно установить границу между организмом и окружающей средой, то принято рассматривать некоторые живые существа только в определённом окружении.
Феноменологическое поле – поле опыта. «Феноменологический мир включает не только воспринятую индивидуумом среду, но так же его восприятие телесного «Я» (или, как говорил К.Левин, «жизненное пространство»), всё, что может быть воспринятого. Феноменологическое поле включает личность и среду, феномены личности и феномены среды, но не сам физический организм и его физическое окружение».
Автор отмечает, что предметная область гештальт-подхода – поле «организм – окружающая среда» и ссылается на основателя учения Фридриха Перлза: «Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле. Поведение индивида – функция этого поля: оно определяется природой отношений между ним и его средой».
Теперь давайте разберёмся, какова предметная область даосской древней науки. Слава Камасутре, никто пока не написал толстую и серьёзную книгу – «Руководство по даосским практикам» с мудрёными определениями, поэтому мы можем опираться на живую речь Мастера Дао Цзи Сяогана.
Мастер никогда не использует слово «поле», зато часто употребляет термин «аура», хотя это понятие пришло из индийских учений. Аура – это зримое свечение биоэнергетического поля человека, по сути, оно и есть проявление поля индивидуума. При некотором навыке увидеть, как минимум, свою ауру, может каждый человек, а если постараться, можно различать ауры других живых существ и растений. По словам Цзи Сяогана, более высокая чувствительность позволяет увидеть не только это, вполне доступное, но и другое, менее проявленное свечение, позволяющее читать информацию более тонкого плана.
В китайском языке нет эквивалента слова «аура». Для обозначения видимого свечения, излучаемого энергетическим телом человека, используется многозначный иероглиф «чи» или «цы». Цы – это витальная энергия в самом широком смысле слова.
Так же, как в гештальт-терапии, в даосском учении принято различать внешнее окружение и внутреннее состояние индивидуума, однако, как и в случае с термином «аура», в китайском языке не нашлось точного соответствия этим двум понятиям. Китайская картина мира, отразившаяся в сознании носителей языка и зафиксированная в самом языке, предполагает как само собой разумеющееся, что Дао (Tao) состоит из двух взаимодействующих полярностей – макрокосма и микрокосма. Энергетические трансформации, происходящие в микрокосме, приводят к изменению макрокосма, а изменения макрокосма влияют на микрокосм. И эти два проявления Дао неотделимы друг от друга и не существуют порознь, поэтому Вселенная для даосов – это внутреннее пространство и внешнее одновременно. Обе стороны существования Вселенной обозначены одним иероглифом.
Непонятное китайское слово с широким лексическим значением Мастер Цзи заменил двумя выражениями, которые, по его мнению, более точно доносят до носителей русского языка суть даосских понятий. И вместо «Дао» наставник часто использует понятие «источники космоса». Если речь идёт о внешних источниках энергии и информации, Мастер называет их «внешние источники космоса», а если необходимо подчеркнуть бесконечность духовного мира и безграничность возможностей человеческого сознания – «внутренние источники космоса». При этом наставник каждый раз подчёркивает, что внешний и внутренний источники космоса едины.
В то же время для обозначения всех внешних и всех внутренних соответствий у даосов используются специальные понятия – инь и ян, две противоположности, образующие великое Дао. Инь – это непроявленная, внутренняя и спокойная энергия, ян – проявленная, внешняя и активная. Движение инь и ян в природе проявляется в виде вибраций разной частоты, при этом «положительный заряд» ян, которому условно можно присвоить знак «плюс», взаимодействует с «отрицательным зарядом», обозначенным «минусом». Этот процесс и создаёт биополе, свечение которого может фиксировать чувствительное сознание с помощью зрения.
Эта информация для любого даоса сакральна. И поле – особая субстанция, прикосновение к которой предполагает особый уровень осознанности. Чувственный аппарат Мастеров Дао предельно восприимчив к энергиям, поэтому Мастер осторожно контактирует с полями других людей, а соприкосновение полей без понимания специфики энергоинформационного контакта может иметь самые разные последствия. Так что в русской шутке про готовность сесть на одном поле в знак особой симпатии и доверия есть, как говорится, доля шутки, а другая доля наполнена серьёзным философским смыслом.
Получается, что поле как феномен взаимодействия внешнего и внутреннего – предметная область и древней, и современной науки о взаимодействии человека и мира вокруг него. Значит, и даос, и психотерапевт – не так далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Не знаю, понравится ли психотерапевтам незримое присутствие всей древней китайской цивилизации на одном поле с ними, но если здесь позволительно высказать личное мнение на этот счёт, хочу заметить, что наследникам многовековой мудрости, даосам, есть что рассказать последователям совсем юного учения, психотерапевтам. Читая литературу по психотерапии и слушая своего наставника, я всё чаще задумываюсь о том, что все великие открытия в области биоэнергетики и энергоинформационных полей, все догадки о связи энергии и психических процессов, связи эмоций и физического здоровья – уже сделаны. Важно признать ценность предшествующего опыта и не отвергать то, что написано на скрижалях истории. Ещё важнее – осознавать, что есть некая вселенская энергоинформационная база, в которой, как в чистом колодце, черпают мудрость все, кто открыт настоящему знанию. Может, всё-таки есть смысл присесть на одном поле представителям разных цивилизаций? А пока обе стороны не испытывают острой нужды, я присяду где-нибудь посредине поля и подожду. Если ты, мой читатель, не против, присаживайся рядом.
Автор: Лиза Питеркина