В выходные посмотрела документальный фильм об одном популярном телеведущем – переживала множество разных эмоций от восхищения и зависти до сострадания. Ну, с восхищением понятно: 300 рабочих дней в году, съёмки по несколько дней, не выходя из студии, сон по 4 часа в сутки, перелёты из города в город, из страны в страну, а ещё тренажёрный зал 3 раза в неделю. Даже усомнилась, что такое возможно без каких-то стимуляторов. Это же чисто физически – невероятное напряжение и стресс для всех систем организма! Преклоняюсь перед стойкостью и главное – перед размахом энергетического поля. Только какой-то невероятный объём личной энергии может обеспечить и титаническую работоспособность, и такую мощную мужскую харизму.
Что такое «харизма» – с энергетической точки зрения? Это огромный объём энергии, который воспринимается окружающими как магнит. Харизматики притягательны для окружающих, независимо от половой принадлежности. Сексуальность тут вовсе не при чём. Нас восхищает гениальная игра актёров и актрис, гениальные музыкальные произведения и произведения живописи рождают в нас эмоции. Именно эмоции, с точки зрения древних китайских медиков, влияют на процесс движения энергии. Если не результат творческой деятельности, а сама творческая личность вызывает у нас эмоциональный резонанс, это и есть действие харизмы.
Завидую самой едкой нарциссической завистью – обсуждаемой личности с развитой нарциссической составляющей, равных которой ещё поискать. Однако подозреваю, что предмет моего завистливого восхищения не знает о балансе инь-ян. А я знаю! А потому переворачиваю эту драгоценную монету и вижу, что её реверс отчеканен жёстко и минималистично. На чаше весов, уравновешивающей чашу успеха – глубокая личная драма, желание бежать от себя и страх остановиться. Ведь если остановиться, то придётся столкнуться с собой настоящим и переживать то, что заставляет страдать, а это гораздо сложнее, чем работа 300 дней в году и бессонные ночи во время съёмок. За ослепительно яркой судьбой знаменитостей скрывается теневая сторона: опыт душевной боли, утрат, смертей, болезней, предательства – раны, которые по разным причинам так и не удалось залечить. Избавление от боли приходит через изБЕГание, а не через долгое, мучительное, но исцеляющее переживание.
Я так категорична, потому что эта история отдалённо напоминает мою собственную историю и истории большинства так называемых трудоголиков, которые кладут жизнь на алтарь призвания. Мне не раз приходилось говорить об этом в кабинете психотерапевта. И теперь я знаю, что сбалансированная личность живёт в другом темпе и не совершает подвиги самопожертвования, вызывающие восторг до онемения. Естественный процесс экологичного движения по пути реализации личностного потенциала – это не бег в гору. Если рассматривать это явление с точки зрения древней китайской науки о естественном взаимоотношении человека и окружающего пространства, то достижение любых результатов основано на смене полярных состояний, которые обозначены терминами «инь» и «ян». Инь и ян – это природная закономерность, смена дня и ночи, чередование зимы и лета, вдоха и выдоха. В социальной деятельности человека развитие – это чередование фаз покоя и активности, накопления и траты. В природных процессах эти фазы стремятся к равновесию: светлое и тёмное время суток примерно равны. Гармония в отношениях человека и социума тоже основана на балансе периодов отдыха и труда, иначе – дисбаланс инь-ян, дисгармония и болезнь.
Существует ошибочное убеждение, что смена форм активности – это тоже инь-ян, и если менять активности с большей и меньшей тратой жизненных ресурсов, то происходит восполнение утраченных сил. В какой-то мере эта позиция верна, ведь инь и ян, то есть, спокойствие и активность – понятия относительные. И одному перекапывание земли в огороде кажется титаническим трудом, а для другого это форма отдыха. Однако если всё-таки прислушиваться к мнению мудрых древних китайцев, стоит поверить, что два янских процесса всегда будут в отношениях инь-ян, то есть, один процесс более спокойный, а другой – более активный, но с точки зрения энергетических процессов в организме оба процесса останутся затратными. Накопление и восстановление происходит только в покое.
Но почему тогда возникает ощущение, что после сидячей работы в тренажёрном зале мы отдыхаем? Ответ простой. И он совершенно очевиден для всех, кто в процессе занятий энергетическими практиками начинает ощущать перемещение энергии по каналам тела. Дело в том, что в энергетической системе человека сообщаются 12 основных каналов, отвечающих за полноценное функционирование всех органов и систем, и 8 резервных каналов – неприкосновенных «волшебных сосудов», как называют их китайцы. Резервные каналы созданы природой на случай форсмажорных обстоятельств – тяжёлых болезней, экстремальных ситуаций и войн. Расход энергетических богатств, зарезервированных на всякий чрезвычайный случай, подобен продаже фамильных драгоценностей с целью покупки пачки сигарет. Это абсолютно неразумный шаг, грозящий неприятными последствиями в отдалённой перспективе.
Многим знаком феномен второго, третьего и сто сорок пятого дыхания. Эти дыхания включаются именно тогда, когда ресурс основных каналов находится на минимуме, и возникает необходимость в использовании аварийных аккумуляторов. Так организм спасает себя и защищается от безумных решений человеческого сознания, находящегося на низком уровне понимания причинно-следственных связей. Сжигать себя ради получения непереносимого удовольствия жить – круто, но не мудро. Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий – все эти судьбы похожи. И не важно, что становится рычагом, прекращающим жизнь – петля, пуля или болезнь. Скрытая причина завершения жизни – отсутствие энергии в резервных каналах. Вы можете поспорить: ведь кто-то ходит по лезвию бритвы и рвёт себя на флаги с рождения до глубокой старости. Согласна. Но ведь и энергетический ресурс у каждого свой. Одному Бог выдал цистерну бензина, а другому – трёхлитровую банку.
Да, я завидую. Но у меня в десятки, даже в сотни раз меньше сил, и слава Камасутре, мне не нужна слава в этой сложной и жёсткой нише. Я просто смотрю со стороны и слушаю героя этой истории. Он беспокоится о том, что становится старше, и молодёжь уже дышит в спину, и сложно понижать планку собственных требований. Вспомнился другой фильм, художественный, фильм – развёрнутая метафора, гимн жизни как движению и истории в широком, философском понимании. Герой этого фильма, Форест Гамп, стал национальным героем, потому что подружка в детстве сказала ему: “Беги, Форест, беги”. Величественный бег вопреки обстоятельствам позволил герою подняться на Олимп. Но, наблюдая за героями наших дней, иногда хочется крикнуть: “Остановись, Форест! Прислушайся к себе, встреться с собой, прими себя и проживи наконец боль, бегство от которой сделало тебя машиной для достижения успеха… Возможно, ты не будешь таким знаменитым, но точно – будешь более счастлив. Я это знаю!”
Лиза Питеркина
писатель, филолог,
ученица китайского мастера Дао Цзи Сяогана