Вся правда о знаменитой даосской практике «Внутренняя улыбка»

Едва ли найдётся российская школа женских даосских практик, которая бы не предложила своим последовательницам «древнюю китайскую практику» со странным не даосским названием «Внутренняя улыбка». Почему не даосским? Потому, что даже если предположить, что это практика из арсенала какой-нибудь китайской школы цигун внутреннего стиля, которая работает, в первую очередь, с внутренним состоянием, то возникает вопрос, при чём тут улыбка.

Приверженцы традиций внутреннего цигун не работают ни с эмоциями, ни с движениями мышц лица, являющимися косвенным подтверждением состояния удовольствия и радости. Их главный инструмент – энергия ци. К слову сказать, в настоящих китайских даосских практиках нет понятия «энергия улыбки», «энергия гнева», как, собственно говоря, нет и понятия «сексуальная энергия». Все эти термины изобретены популяризаторами даосских практик для большей простоты и ясности европейских последователей непростой китайской философии.

Если предположить, что практика «Внутренняя улыбка» используется сторонниками внешнего стиля цигун, который предполагает физические упражнения как пусть к изменению энергетического состояния, тогда в названии не было бы слова «внутренняя». Тренер предлагал бы растягивать губы так, как обычно это делают улыбающиеся люди, но при этом не ставил бы акцент на движение энергии в системе внутренних органов.

Проще говоря, название «Внутренняя улыбка» может поставить в тупик любого этнического китайца, и возникает сомнение в том, что эта практика имеет китайское происхождение. Скорее, мы имеем дело с парадоксом: обычно европейские товары подделывают в Китае, но, вполне возможно, и европейцы научились подделывать китайские практики!

 

Впервые я познакомилась с этой практикой в книге Мантека Чиа «Даосские секреты любви для женщин». Пока я не стала ученицей этнического китайца, Мастера Дао Цзи Сяогана, у меня не возникало ни малейшего сомнения в том, что всё, что описано в книге – китайская правда. Однако чем глубже я погружалась в обучение у Мастера, тем очевиднее становилось: что-то не так с этими внутренними улыбками!

Когда я вновь открыла книгу, то обнаружила на титульном листе рядом с именем Мантека Чиа ещё одно имя – Рэйчел Карлтон Абрамс. Оказалось, что

соавтор гениального популяризатора или даже единоличный автор бестселлера, на котором стоит бренд «Мантек Чиа» – доктор медицины, семейный практикующий врач, специализирующийся в области альтернативной медицины, а также здоровья и сексуальности женщин. Теперь кое-что становится более понятным!

В чём суть упомянутого упражнения? Читателям книги предлагается закрыть глаза, представить улыбающееся лицо напротив и улыбнуться в ответ. Затем нужно почувствовать, как энергия любви проникает через третий глаз. А затем нужно направлять эту энергию в разные органы. В сущности, не так сложно, если человек хоть немного ощущает движение энергии.

Автор предваряет описание техники несколькими установками – «улыбка может стать мощным средством внутреннего исцеления» и «даже улыбаясь, несмотря ни на что, можно улучшить своё настроение». Далее обозначается цель практики – «воспитать в себе то чувство любви, которое мы обычно испытываем при виде маленького ребёнка, любимого животного или любуясь живописным закатом солнца». Не будем обсуждать подробно сомнительность идеи, что любовь – это состояние, которое достигается в результате воспитания или самовоспитания. Нет смысла говорить и о том, что не у всех вызывает улыбку созерцание ребёнка или животного, а тем более, заката.

 

Предположим, что «Внутренняя улыбка» на самом деле помогает тем, кто практикует эту технику, улучшать своё состояние. Но ведь хочется понять, как эта практика выглядит в китайском варианте!

Я попросила Мастера Цзи набрать в китайской поисковой системе иероглифы, соответствующие понятию «Внутренняя улыбка». Мастер написал несколько вариантов, но ничего подобного китайском классическом цигун не нашлось. Китайский Интернет упрямо настаивал, что улыбка никак не связана с мастерством управления энергией, а цигун переводится именно так: «ци» – энергия, «гун» – мастерство. Китайцам для работы с энергией не нужно ничего, кроме энергии и тела. Все упражнения, в которых используется фраза «представьте себе» и предлагается визуализировать процесс движения энергии – это типичная европейская уловка. Я спросила наставника, что он думает об этой практике, и Мастер ответил: «Скорее всего, это просто психологическая техника».

Мне показалось, что тайна известного упражнения уже почти разгадана, осталось только узнать, какой принцип лежит в его основе. Поэтому я обратилась за помощью к подруге-психотерапевту.

Эврика! Мы нашли источник, из которого черпали вдохновение создатели «Внутренней улыбки»! Оказывается, в истории психологии была органическая теория Джемса – Ланге. Авторы теории утверждали, что эмоциональные ощущения – это проявление функциональных перестроек в организме. То есть, под воздействием внешних стимулов сначала происходят изменения внутри, и только потом появляется эмоция. «Мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». Следуя логике этой теории, если произвести мимические движения, соответствующие улыбке, через некоторое время возникнет состояние радости.

Но самое интересное, на мой взгляд, во всей этой истории – это связь психологии и даосской теории работы с энергией. Последователи органической теории Джемса – Ланге убеждены, что эмоции – следствие перемен на уровне вегетативной нервной системы. Вегетативная нервная система — это отдел нервной системы, который регулирует деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Важные части вегетативной системы, симпатическая и парасимпатическая, расположены в спинном и головном мозге. А с точки зрения даосов система управления энергией находится именно в головном и спинном мозге! Потому в китайской философской системе У Син, помогающей работать с энергией, пять эмоций связаны с пятью плотными и пятью полыми органами. Однако разница между европейским и китайским подходом состоит в том, что в даосской практике не принято искусственно вызывать «призраки эмоций» с помощью мимических движений. А для корректной работы с энергией улыбаться совершенно не обязательно, достаточно просто уметь направлять энергию Источников в разные энергетические каналы.

И наконец, самая важная идея – о роли улыбки для энергетической гармонии. В главной книге даосов Дао дэ цзин, написанной великим мыслителем Лао Цзы, написано: «Человек следует законам Земли, Земля следует законам Неба, Небо следует законам Дао, а Дао следует законам естественности». Даосы не признают никаких принудительных эмоций и воспитания в себе чувств. Чувства и эмоции – то, что формируется в результате естественных процессов. Именно поэтому гораздо более важной практикой может быть ваша улыбка – только тогда, когда у вас есть естественный повод улыбаться! Будьте естественны и здоровы!

 

Автор: Лиза Питеркина

Поделитесь в
Размещено в Дао-Практика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *