Как найти свой центр притяжения счастья, или Тайны центрирования по-даосски

Почему принято считать, что «эгоцентризм» — это симптом нравственной деградации? И кто сказал, что любовь и доверие к собственному «я» – это порок? Не будем лукавить! Давайте признаемся самим себе, что желанная всеми женщинами притягательность – не что иное, как способность быть центром внимания, по крайней мере, центром внимания мужского! Даже в самом слове «центр» заложен некий необъяснимый магнетизм. Прекрасны прогулки по историческому центру старого города,  не менее прекрасно — стать посетителем какого-нибудь центра культуры. Быть окружённой друзьями  – значит, оказаться в центре круга близких людей, стать центром любви и заботы. Центр – это зона стабильности и равновесия.

Практика поиска внутреннего центра – одна из самых сложных сакральных практик даосской философии. Центрирование – одна из базовых практик телесно-ориентированной терапии. Давайте разберёмся, какой загадочный центр искали древние мудрецы, и что ищут современные специалисты по биоэнергетике!

Основатель телесно-ориентированной терапии связывает две базовые практики, заземление и центрирование, одной энергетической необходимостью – смещением центра тяжести в нижнюю часть туловища. «Когда центр тяжести тела опускается в область таза, а ноги становятся проводниками энергии, появляется возможность почувствовать свое Я (self), сконцентрированное в нижней части брюшной полости», — пишет Александр Лоуэн в работе «Сборник биоэнергетических опытов». Бесспорно, живот имеет особую значимость для человеческой жизнеспособности. Не случайно само слово «живот» в древнерусском языке означало «жизнь». С этой зоной тела связана репродуктивная функция, то есть, способность поддерживать жизнь как эволюционный процесс, а не только как продолжение своего рода. Правда и то, что живот в культуре Востока, не только Древнего, но и современного, стал символом полноты жизни, и своеобразный культ живота сопровождает традиционный восточный танец, способный разбудить животную страсть в самом холодном чреве. Кстати, и то, что страсть животная – не случайно. Сексуальность имеет совершенно конкретную локализацию в низу живота и с западной, и с восточной точки зрения. Упоминая об особом интересе Востока к животу, Лоуэн ссылается на японскую философию.

«Значимость центрированности в нижней части брюшной полости или в животе признается большинством восточных учений. У японцев, например, есть понятие хара (hara). Этим термином обозначается одновременно и живот, и качество жизни человека, центрированного в этой части тела. Точное место центрирования, по Даркхайму, — 5 сантиметров ниже пупка. Если человек центрирован в этой точке, то можно сказать, что у него есть хара, а это, в свою очередь, означает, что он гармоничен как в физиологическом, так и в психологическом плане».

Поскольку японская философия унаследовала и «законсервировала» сакральное знание Древнего Китая, есть смысл разобраться, какое место отводили даосы нижней части корпуса — в науке о природном энергообмене человека и среды.

С точки зрения последователей первой синкретичной китайской науки, энергетическая структура человека опирается не на один центр, а на три. Их называют Даньтяни или ДаньТяни. «Дань Тянь» (Dan Tian) — означает «маленький драгоценный шарик», а по сути это сгусток энергии шарообразной формы, который располагается внутри корпуса. Размеры Даньтяней зависят от энергетической мощности личности.  Нижний Даньтянь «курирует» репродуктивные функции и отвечает за удовольствия самого низшего порядка, тем не менее, базовая часть жизненной энергии сосредоточена именно внизу.

В области Нижнего Даньтяня расположены три важные точки акупункуры. Пупок — Ту Чи (Du Qi), «Море энергии» — Чи хай (Qi Hai), «Ворота источника» — Гуань Юань (Guan Yuan). Последняя точка находится как раз в том месте, которое Лоуэн обозначил как «хара», ссылаясь на Даркхайма. Однако, по мнению китайских целителей, сам энергетический центр не имеет точной локализации и располагается индивидуально – за пупком или чуть ниже. Положение точек тоже индивидуально и зависит от пропорций тела. Мерой является ширина второй фаланги среднего пальца — цунь. Точка Гуань Юань расположена на расстоянии четырёх цуней ниже пупка.

Нижний Даньтянь связан со всеми тремя точками и обеспечивает часть физиологического здоровья, разделяя эту миссию со Средним Даньтянем, о котором более подробно мы поговорим чуть позже. Сейчас же важно подчеркнуть, что китайцы не считали центром тела, как физического, так и энергетического, нижнюю часть брюшной полости, а уж тем более одну точку. Более того, в школах ушу высокого уровня акцент делался не на Нижний и даже не на Средний Даньтянь, а на Серединный Канал как на источник боевой мощи. Мастера боевого ушу практикуют удары, основанные на энергии, направленной из всех трёх даньтяней, а не из одной энергетической зоны тела.

Тем не менее, даосы рекомендуют совершенствоваться на пути поиска своего центра для сохранения энергетического баланса. Тогда что же имеют ввиду китайские Мастера Дао? По какому маршруту направляют они своих учеников в поисках загадочного энергетического центра?

Даосские учителя призывают искать свой центр, подразумевая направление энергии сознания на одно загадочное энергетическое образование – канал Чжун Май (Zhong Mai), иногда его называют Сянь Май (Xian Mai). Это Центральный Канал, все знания о котором можно с полным основанием назвать сакральными, то есть, тайными.

Несмотря на то, что в Интернете можно почерпнуть некоторую информацию об этом канале, на деле всё оказывается намного сложнее. Чжун Май не относится к числу основных 12 каналов, и даже не является одним из резервных каналов, «восьми чудесных сосудов», он не заложен природой и не может быть приобретён случайно, спонтанно, по наитию или ещё каким-то образом, кроме особых энергетических практик. Чжун Май проходит от точки Бай Хуй, которая находится на макушке головы, до точки Хуй Инь, расположенной в центре промежности – как вертикальная трубка. Инициация «строительства» этого канала принадлежит Мастерам Дао. Техника «закладки» канала держится в секрете и передаётся от учителя к ученику исключительно лично. Людей с развитым Серединным Каналом очень мало. Тем не менее, есть некоторые сферы деятельности, требующие особого владения энергией. Например, восточные единоборства предполагают наличие у спортсмена Чжун Май – для эффективного удара и устойчивости. Если этот канал у спортсмена не выстроен по каким-то причинам, можно использовать энергию спинного мозга, который может стать условной, хоть и не полноценной заменой Серединному Каналу.

Итак, центрирование – это выстраивание Центрального Канала и постоянное наполнение его энергией. Энергетический центр человека – это не точка и не зона, это вертикальный канал, пронизывающий туловище человека от макушки до низа живота.

А теперь давайте вернёмся к тому, с чего начали – к эгоцентризму и естественной потребности быть центром внимания. Мастер Цзи однажды заметил, что проблемы цивилизованного общества начались именно тогда, когда индивидуум начал проводить границы между собственным «я» и многочисленными «я» окружающих. «Это мой дом», «это мой муж», «это мой ребёнок» — с точки зрения даосской философии все эти «метки» бессмысленны. Однако и границы между «я» и «не-я», «моим» и «не моим» ломать тоже не имеет смысла, поскольку это разрушение всегда заканчивается конфликтом. Единственное «разрушение», которое будет естественным и сможет привести к гармонии с Вселенной – разрушение границ внутри собственного «я» и начало поиска своего «духовного центра» — Источников Космоса или поиска Бога в себе. Начинается это постижение смысла бытия с выстраивания Чжун Май. И когда ваш энергетический центр наполнен ци, ваше «я» становится центром Вселенной,  а вы сами — тем самым магнитом, к которому притягивается настоящее человеческое счастье. Вот  в чём заключается подлинный глубинный смысл центрирования по-даосски. Всё остальное – шаги к пониманию…

 

Автор: Лиза Питеркина

Поделитесь в
Размещено в Дао-Практика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *