Начну с откровенности, которую редко себе позволяю. Много лет назад у меня на руках умер любимый мужчина. Я слышала его последний вздох и целовала в остывающие губы – с криками о помощи и мольбой не оставлять меня одну, без него, на пустеющей Земле. Знакомые сказали, что крик был слышен даже в соседней многоэтажке. Я думаю, он долетел до края Вселенной. Но и это нас не спасло. Нас разлучили…
Когда стало ясно, что шансов на спасение нет, я спросила, почему безысходная болезнь пришла именно к нему, мощному, успешному, харизматичному, с таким внутренним светом, при котором любая тьма казалась озарённой восходом солнца. Он ответил: «Я очень чувствительный». Такая причина смертельного заболевания меня огорошила. Она казалась противоестественной и нелепой.
Ясное понимание глубины мысли о мужской чувствительности, скрывающей смертельную опасность, пришло только теперь, когда я стала изучать древнекитайскую философию под руководством этнического китайца, медика, для которого сама эта философия является образом жизни и образом мысли. Я хочу поделиться с вами своими размышлениями, потому что вижу, как часто уходят из жизни сильные, красивые, состоявшиеся и полностью реализованные мужчины – в самом расцвете сил. Часто их уход бывает совершенно лишён логики, и причинно-следственные связи категорически не выстраиваются в сознании тех, кто переживает потерю. Некоторые тешат себя фразой «Господь забирает лучших», но лично меня она не убеждает, потому что многие «лучшие» доживают до глубокой старости.
Возможно, я все эти годы просто искала причины своей личной потери, поэтому теперь для меня так важно моё открытие, которое многим покажется ничтожным. Но я всё-таки позволю себе высказаться. Вдруг для кого-то это очевидное не столь осознано, и кому-то осознание продлит годы жизни. Итак…
Многим знаком знак инь-ян – главный символ древнекитайского учения о Дао. Собственно говоря, это и есть символическое обозначение Дао как вселенской гармонии и всех процессов, которые лежат в основе этого феномена. Те, кто далёк от глубокого понимания даосских практик, полагают, что инь – это женское, а ян – мужское. Это верно лишь отчасти, потому что главная идея инь-ян – это взаимодействие любых двух противоположных начал, лежащих в основе всех явлений. Для даосов инь – прежде всего, спокойное и внутреннее начало, а ян – активное и внешнее.
Инь и ян – это, например, ночь и день, сон и бодрствование, пустота и наполненность, тишина и звук. Полярности не существуют друг без друга и могут быть осознаны только во взаимодействии, одно – относительно другого. Если бы мы не знали, что такое тьма, мы бы не смогли оценить важности света – и наоборот. Дао – это идеальный баланс инь и ян, полное равновесие тьмы и света, условно говоря. Такое состояние и отображает упомянутый чёрно-белый знак.
Есть ещё одна тонкость, подлинный смысл которой известен только знатокам китайской философии. Это круги внутри чёрной и белой половинок круга. Самое примитивное и поверхностное толкование, которое транслируют обыватели, таково: «В каждой женщине есть мужское начало, в каждом мужчине – женское начало». Если с философской точки зрения дать определение терминов «женское» и «мужское», то, в принципе, доля правды в этом утверждении есть. Я попробую коротко объяснить, в чём суть, потому что это имеет прямое отношение к моей трагедии.
Поскольку инь – это спокойная энергия, а ян – активная энергия, инь и ян – похожи на отрицательный и положительный заряды, создающие электрическое напряжение. Универсальная витальная энергия ци движется, потому что инь и ян создают «электрическое напряжение» в системе. Самый простой пример – смена дня и ночи. Ночь (инь) переходит в день (ян). Особенно важно, что этот переход начинается, когда инь достигает своего максимума, то есть, в полночь. То есть, в природе ещё царит беспросветная темень, но в ней уже зародился маленький свет. Это время даосы считают самым сильным: полночь и полдень наиболее благоприятны для работы с энергоинформационным полем. Многие творческие люди знают, что вдохновение часто приходит к полуночи. В это время ян – самый маленький, но самый сильный, а значит, и вдохновение, рывок активности на фоне космического покоя – короткое, но очень мощное.
Человеческие энергии работают точно так же. В нас спокойная энергия инь чередуется с активной энергией ян. Здоровое существование предполагает баланс покоя и активности. И в мужчине, и в женщине инь-ян в идеале должен быть ровный, а сильный дисбаланс приводит к болезни.
Почему же считается, что мужчина символизирует янское начало, а женщина – иньское? Потому что в паре мужчина более активен, а женщина проявляет покой. Проще говоря, относительно женщины мужские энергии более активны, а женские относительно мужчины – более спокойны. Хотя две женщины легко могут составлять баланс инь-ян, если одна более активна, а вторая – более спокойна. У мужчин в тандемах происходит то же самое. Это особенно важно для делового партнёрства: если просчитать «сильные» и «слабые» стороны союзников, можно обеспечить их проекту неминуемый успех. То, что активно и проявлено в одной личности, может быть скрыто в другой. И тогда «дуэт» будет идеальным.
Ещё китайцы полагают, что мужское начало – дающее, а женское – принимающее, потому что инь – Земля, а ян – Небо, и дождь не идёт снизу вверх, Небо только принимает ответные испарения Земли после дождя.
Глубина даосской мудрости повергла меня в шок, когда я вдруг осознала, что означает фраза «в самом большом ян содержится самый сильный инь». Образы Неба и Земли в голову не пришли. Зато я сразу вспомнила ушедшего любимого мужчину. Он был таким мощным физически и духовно, но рядом с ним чувствовался такой бесконечный покой и умиротворение! Чёрный круг внутри моей белой половинки ощущался как бездонная внутренняя тишина. И при том, что вся его жизнь была похожа на яркий калейдоскоп событий, от него не исходило ощущение суеты. На самой сумасшедшей вечеринке в его самом взвинченном состоянии рядом с ним было ровно, спокойно и надёжно. Оказывается, это и был баланс инь-ян.
А теперь самое главное. Если у мужчины сильное поле, то есть, в нём очень много жизненной энергии, предельно важно понимать, что там, где в целом много сил (большая белая половина круга), должна быть «сильная слабость» (большой чёрный круг на белом фоне). Чёрный круг внутри белой половинки должен быть мега-мощным. Можно иначе описать то же самое состояние: «белая и чёрная половины круга» у такой личности должны быть равными. А в каждой половине – свой контрастный круг, но это уже глубины даосского знания. Для нас пока важно, что баланс нужен – идеальный. Китайцы не используют термины «слабый» и «сильный» по отношению к характеру персоны. Эти два слова означают для них «мало энергии» и «много энергии», иными словами, для китайцев «слабый» – это «больной». С точки зрения даосских медиков, корректнее употреблять термины «активный» и «спокойный» или «деятельный» и «чувствительный». При этом деятельность – энергия, направленная на внешнее пространство, а чувствительность – энергия внутреннего состояния.
Мужская чувствительность – для многих тайна за семью печатями. Так принято в современном социуме, что мальчиков с детства растят мужчинами. А «мужчина» и «мужественность» в понимании многих не приемлют ни ранимости, ни особой сентиментальности – это признанные обществом женские качества. Мальчикам с малолетства отказывают в праве на слёзы: «Не плачь! Мальчики не плачут! Ты же будущий солдат!» Запрет на проявление чувств, на естественное переживание боли помогает поддерживать янские энергии, но блокирует течение иньской составляющей энергетического поля. И получается, что мужчина весь направлен во внешнее пространство, а думать о тонких проявлениях души – это, практически, означает «не быть мужиком». Кто и когда придумал этот противоестественный бред – неизвестно.
Что же происходит с подавленной иньской энергией? Потребность выражать эмоции, вызванные сильными позитивными или негативными переживаниями, никуда не исчезает. Но социальный запрет принуждает искать формы, одобряемые значимыми для мужчины персонами – чаще всего друзьями. И вместо того, чтобы открыто выразить эмоцию, проявить её, продемонстрировать или хотя бы обозначить словами, в мужском обществе принято гасить бурю чувств алкоголем и безудержным «терапевтическим» сексом. Именно сексом, а не любовью как чувством, механическим трением одних гениталий о другие – до полной душевной анестезии! Кажется, что легчает. Кажется, что стресс отпускает. Кажется… Природу не обманешь! Непрожитые чувства никуда не исчезают. Они просто копятся внутри, в душе, в глубине «иньского пространства», и перерождаются в телесное нездоровье, порой необратимое.
В пору тяжёлой болезни близкого человека мне пришлось много общаться с онкологами, и именно от них я узнала, что причина страшного недуга часто кроется именно в эмоциональной сфере пациентов. Подавленные, скрытые чувства, которые страшно продемонстрировать, потому что страшно оказаться непонятым, не поддержанным, осмеянным или осуждённым, запускают механизм саморазрушения. И если бы люди, старающиеся казаться сильными, когда терпеть душевную боль невозможно, позволили себе кричать и плакать, они были бы живы…
Самодостаточные, состоявшиеся и состоятельные мужчины вызывают у женщин восторг. Женщинам нравятся большие мужские деньги. Но мало кто из женщин задумывается, какой духовный путь проходит мужчина, чтобы стать обладателем тугого кошелька. То, что успех сопряжён с преодолением серьёзных проблем, с нервным напряжением, с тяжёлым бременем ответственности – на бриллиантах, подаренных такими мужчинами, не написано. И мало кто из мужчин женской мечты жалуется своим подругам на жизнь. А зря! Отсутствие навыка быть «слабым», когда возникает острая потребность выплакать страдание в прямом или переносном смысле – это яд, который прописало мужчинам общество. Яд, который, в конце концов, приводит мужчин к гибели в расцвете лет, на пике славы.
Один мой знакомый, военный со спецназовским прошлым, рассказал потрясающую историю о том, как после психологического тренинга впервые во взрослой жизни позволил себе разрыдаться. Он оплакивал мальчишек, которые гибли в горячих точках, где он воевал. Он давал выход боли, накопленной за годы военной службы. Фраза этого человека потрясла меня своей «даосской» точностью: «Плачут только самые сильные мужчины, потому что для слёз в нашем обществе нужно особое мужество». Важно уметь «мужественно наплевать» на мнение окружающих, на то, будут ли они считать тебя мужиком, видя твои слёзы. Перестать зависеть от чужого мнения – это тоже значительный духовный шаг и поистине мужской!
Там, где сила, там и высокая степень чувствительности – это я теперь знаю точно. Эта мудрость касается не только мужчин, но и женщин. Иногда мне кажется, что мой любимый, уходя из жизни, прошёл через моё тело во время предсмертного поцелуя, и часть его духа осталась во мне. Тогда я просто целовала синеющие губы, отказываясь принимать происходящее, сопротивляясь фатальности. Но теперь всё чаще ловлю себя на том, что говорю его словами и поступаю, как он. И это происходит вовсе не потому, что я становлюсь мужиком в юбке. Именно так крепчает и созревает моя подлинная женственность, в которой много инь, но есть маленький, но очень мощный ян.
И сейчас я просто хочу высказать одну банальную мысль. То, что мы называем силой – не есть подлинная сила. А то, что мы называем слабостью – не есть подлинная слабость. Только в балансе стойкости и сентиментальности, в балансе твёрдости и мягкости – жизнь. Мужчины, пожалуйста, оставайтесь ранимыми, чувствительными и не скрывайте свою “слабость”! Не убивайте себя!
Лиза Питеркина
писатель, филолог,
ученица китайского мастера Дао Цзи Сяогана